К вопросу о формировании мотивации при обучении универсальным учебным действиям на уроках гуманитарного цикла предметов в основной школе.

Денисова Ю.В.

Миссия учителя в современном образовательном процессе: инновационные образовательные практики, новые возможности и реальный опыт.

«С чего начинается урок?» — размышляем на тему. Размышляю уже много лет. Прихожу к выводу, что лучшее начало урока — это формирование мотивации к изучению, знакомству с темой занятия. Мотив – альфа и омега любой деятельности. Время, которое можно выделить в плане урока на создание мотивации, – две – три минуты. Тот самый «орг. момент» уходящего в прошлое традиционного урока. Или не уходящего?
Впервые термин «мотивация» употребил в своей статье А. Шопенгауэр. Сегодня этот термин понимается разными учеными по-своему. Например, мотивация по В. К Вилюнасу это совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность(курсив мой – Ю. Д.). А К. Платонов считает, что мотивация, как явление психическое есть совокупность мотивов. Мотив — одно из ключевых понятий психологической теории деятельности (курсив мой – Ю. Д.), разрабатывавшейся ведущими советскими психологами А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном. Сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям (курсив мой – Ю. Д.).
Сегодня в педагогическую практику прочно вошло понятие «формирования УУД». Универсальные учебные действия – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
То есть, в основу эффективного формирования УУД мы должны заложить мотивацию. Лучше, если она будет внутренней. Но возникновение внутренней мотивации в образовательном процессе без учителя невозможно. Роль учителя в данном контексте понимания проблемы возрастает многократно, как и ответственность. Именно учитель должен сформировать или заложить основы образного мышления и ярких представлений о предмете. Уроки, проводимые с использованием информационно – коммуникационных технологий в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект, который достигается повышенным психоэмоциональным фоном учащихся при восприятии учебного материала. Информатизация школы является в данное время одним из приоритетных направлений. При информатизации должна быть решена проблема соотношения традиционных составляющих учебного процесса и новых информационных технологий, новых взаимоотношений учащегося, учителя и образовательной среды. Урок во всём его многообразии и во всех разновидностях – сложное педагогическое явление. Каким должен быть современный урок? Как сочетать мастерство и требования времени, традиционное и новое? Обменяться мнениями по этим и другим вопросам, получить конкретные рекомендации и даже ознакомиться с результатами уже прошедших апробацию и принесших положительные результаты педагогических технологий сегодня более, чем возможно, благодаря тем же информационно – коммуникационным технологиям. Начало XXI века в России отмечается осознанным интересом научно-педагогической общественности и органов управления образованием к повышению качества образования на основе информатизации. То есть, современный учитель, выстраивая план урока должен рассматривать компьютер и мультимедиа как основной инструмент своей деятельности. Курсор занял место указки?

Эти размышления и опыт работы позволили мне сосредоточиться на выделении мотивации в отдельный компонент урока.

Итак, требования:

  1. Две – три минуты. (Иногда получается пять минут, но тогда материал несёт дополнительную нагрузку).
  2. Создание достаточно высокого психоэмоциональным фона для учащихся при восприятии учебного материала.
  3. Сочетание опыта предыдущих лет и требований времени, традиционного и нового.
  4. Наглядность, красочность и простота восприятия материала.
  5. Использование информационно – коммуникационных технологий.
  6. Направленность на создание мотивации и формирование УУД (определение см. выше)
  7. Побуждение к действию (вдохновение на создание аналога или отличной работы)

Я решаю эту задачу создавая видео сюжеты. Их много. Моя авторская коллекция начиналась с презентаций. В Power Рoint я набирала необходимый материал, добавляла специальные эффекты, имеющиеся в программе, аудио файл и выставляла время. Практически, это была такая попытка сделать жизнеспособный видео ряд, почти «кино». Позднее, после первой сотни презентаций, пришло понимание необходимости смены формата для достижение заявленных выше результатов. Все работы, выполненные в Power Рoint, и сегодня хранятся в моей медиотеке. Но на уроках я пользуюсь этими материалами реже. «Процесс старения» именно эстетической составляющей видео сюжетов стремителен. Я заметила, что воспринимавшиеся живо и эмоционально в 2007 году презентации, сегодня не могут служить для создание достаточно высокого психоэмоционального фона для учащихся при восприятии учебного материала. Поэтому я отказалась от идеи для каждой темы создать мотивационный видео фильм.
Сейчас обучающиеся основного звена МБОУ «Цвелодубовская основная общеобразовательная школа» имеют возможность получать индивидуальные консультации по работе в программе «Киностудия Windows Livs». Число желающих постоянно растёт, поскольку тот эмоциональный и творческий заряд, который несёт кино кадр, обладает удивительной силой воздействия. В школе создана и работает уже несколько лет студия «Наши в городе». С видео фильмами студии можно ознакомиться на моём сайте «Блог учителя Истории» в разделе «Мой мир» и «Видео ролики». Фильмы, представленные на сайте, раскрывают содержание преимущественно внеурочной деятельности (учебные видео выполняют другие задачи и в меньшей степени представлены на сайте). В качестве сюжетов здесь – спортивные достижения обучающихся, наши поездки, экскурсии. Отдельная тема – поздравления учителей с днём рождения. Нам удалось воспитать целую плеяду фотографов — учеников. В этом году на районный конкурс видео фильмов, посвящённых дню учителя студия «Наши в городе» представила сразу два фильма. Конечно, не каждый ученик стремиться создать свой фильм или просто видео ролик. Но интерес к просмотру возникает у каждого. На просмотры фильмов мы всегда приглашаем обучающихся начальной школы.
О главном. Процесс очень трудоёмкий. Красивая идея о ролике к каждому уроку в каждом классе в условиях основной школы с малой наполненность классов практически неосуществима. Но мы ищем пути выносить создание предметных материалов как одну их форм домашнего творческого задания. Такая форма работы предусмотрена практически в каждой теме курса «История» и курса «Обществознание». Широкие возможности для создания видео открываются в познавательных областях «Искусство» и «Филология». Отметим, что в процентном отношении с каждым годом количество творческих работ, выполненных в рамках урочной деятельности обучающимися нашей школы, растёт.
Предлагаемая форма работы, наряду с эмоциональным и мотивационным импульсом к обучению и творчеству, несёт и возможность формирования универсальных учебных действий. Активно возникают метапредметные связи. Очень большой потенциал для расширения кругозора и формирования эстетики мировосприятия.
Ещё одной особенностью создания видео с использованием информационно – коммуникационных технологий, как не парадоксально это прозвучит, является повышение мотивации к работе с учебником. Дело в том, что создание видео фильма предусматривает активный поиск материала. В процессе этой работы обучающиеся самостоятельно приходят к необходимости работы с учебником с целью составления корректного и эффективного текста для поисковой строки.
На данном – начальном — этапе для нас очевидно, что форма работы в программе «Киностудия Windows Live» эффективна и перспективна, несёт в себе многие скрытые возможности. Активно работает на создание мотивации к обучению. Существенным недостатком является трудоёмкость. Однако, хочется отметить, что прогноз по результатам освоения УУД представляется достаточно высоким. Мы планируем продолжить работу в этом направлении.

Приложение 1.

Таблица универсальных учебных действий и оценка наличия возможности их формирования в рамках работы в программе «Киностудия Windows Livs»

Оценка
+ / — /? Основная школа
1. Познавательные
Выпускник научится:
1 + — осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
2 + — основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

3 _ — создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
4 + — структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
5 — — осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
6 + — работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов
7 + — объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
8 + — строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
9 + — осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
10 + — устанавливать причинно-следственные связи;

11 + — осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
— строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
12 + — обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
13 + — основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
14 + — проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
15 + — давать определение понятиям;
2. Регулятивные
Выпускник научится:
1 + — целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
— устанавливать целевые приоритеты;
2 + — самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
3 + — планировать пути достижения целей;
4 + — уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
5 + — осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
6 ? — принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
7 + — адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
8
9 + — основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

3. Коммуникативные
Выпускник научится:
1 + — организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
2 + — устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
3 + — учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
4 + — формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
5 + — аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
6 + — использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
7 + — задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
8 + — осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
9 + — адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
10 + — адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
11 + — осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
12 ? — работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

13 + — основам коммуникативной рефлексии;

Литература

1. Алексеев Н.Г. Использование психологических моделей мышления в изучении и диагностике шахматного творчества. Сб. «Исследование проблем психологии творчества» / Под ред. Я.А. Пономарева. – М.: Наука, 1983, с.133-153.
2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008.
3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2010 — (Стандарты второго поколения).
4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011 — (Стандарты второго поколения).
5. Семенов Н.И., Степанов С.Ю. Проблема предмета и и метода психологического исследования мышления. Сб. «Исследование проблем психологии творчества» / Под ред. Я.А. Пономарева. – М.: Наука, 1983, с. 154-181.
6. Социальная компетентность личности — rae.ru/monographs/61-2394
7. Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. – www.standart.edu.ru.
8. Анализ современного урока: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений / Руководители проекта: М.Г.Ермолаева, В.Е.Фрадкин; Науч. ред. С.Г.Вершловский. – СПб.: СПбАППО, 2007, с. 151 – 158.
9. Примерные программы по учебным предметам. История. 6 – 9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010
10. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010, с. 24 – 28.

Денисова Юлия Витальевна.

Учитель истории и обществознания.
Учитель высшей категории
Заместитель директора по УВР.
МБОУ «Цвелодубовская основная общеобразовательная школа» 2014г

Скачать:

Сервисы для обмена и хранения файлов:

Смотрите также:


Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *